Сайт Валуйского благочиния » Душеполезное чтение » Проповеди
Проповеди

Три подготовительные недели к Великому посту

Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.

Первая подготовительная неделя к Великому Посту начинается 13 февраля.

Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия "О мытаре и фарисее" (Луки 18:10-14).

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."

Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Вел. Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …

Вторая подготовительная неделя к Великому Посту начинается 20 февраля.

Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие "О блудном сыне"(Луки 15:11-32).

В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя к Великому Посту.

Третья подготовительная неделя называется <Мясопустною> или <Сырною> или по народному <Масляница>. В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло.

Само воскресенье <Мясопустной недели> называется «Неделей о Страшном Суде», т.к на Литургии читается Евангелия «О Страшном Суде»(Матфея 25:31-46) и о последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию.

Тогда Господь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную."

В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем». Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга.

Священник Петр Иванюк,
клирик Никольского храма г. Валуйки.

19 февраля 2011 г.


Таинство Венчания. Обязательно ли оно для каждой семьи?

Если мы обратимся к истории, древняя Церковь вообще не знала Таинства Венчания. Брак между христианами совершался во время Божественной Литургии. Молодые пред Богом и Церковью скрепляли свой союз торжественным оглашением желания быть мужем и женой, священник благословлял их, совершая молитву над новобрачными и они причащались Тела и Крови Христовых из одной Чаши. После этого они считались мужем и женой пред Богом и перед людьми.

Чин Венчания - более поздний, торжественный обряд, во время которого и сейчас совершается Таинство Брака. Венчанию предшествует обручение, во время которого молодые одевают обручальные кольца в знак верности и вечности их любви и отношений и, как в древности - торжественно объявляют о своем желании вступить в брак друг с другом. После этого совершается собственно само Венчание.

Во время Венчания молодым на голову возлагаются венцы - символические короны, которые имеют глубокий смысл. Во-первых, это символ торжества и славы. Во-вторых, это символ венцев в Царствии Божием, которые молодая пара должна заслужить в любви и совместных трудах, перенося все тяготы и трудности жизни вместе. И еще это венцы мученичества - любовь всегда жертвенна (если не является "любовью" эгоистичной). Ради любимого мы должны пожертвовать собой, своими прихотями и своим характером. Все это отражает в себе Таинство Венчания - всю жизнь молодоженов.

Очень интересен вопрос - нужно ли венчаться молодым. После революции 1917 года в России Церковь была официально отделена от государства. Если до этого события регистрацию браков совершала именно Церковь, то после переворота появилась государственная регистрация актов гражданского состояния - ЗАГС. И появилось два вида брака. Брак гражданский (ни в коем случае не путать с современным понятием гражданского брака - когда молодые люди живут просто так - в блуде, не только без венчания, но даже без регистрации брака в ЗАГСе), то есть, государственный, и брак церковный. С государственным браком все и так понятно. Он нужен для того, чтобы урегулировать правовые и имущественные отношения брачного союза с государством и внутри самой семьи.

Для чего же нужен и нужен ли вообще брак церковный?

В первую очередь стоит сказать, что брак церковный НУЖЕН и необходим, да и совершается - только над верующими. Совершается над теми, кто понимает его смысл и осознает всю ответственность за любимого человека и за семью перед Богом. Над неверующими церковный брак по уставу не может совершаться. Потому те, кто принимают венчание только как красивый и модный обряд - совершают большой проступок, за который будут нести полную ответственность. То есть, молодым людям, которые хотят создать крепкую семью, на основе не только мирских представлений о браке, но и жить семьей и жизнью духовной, заботясь о духовном благополучии друг друга, детей своих - церковный брак конечно необходим, и важен. Он преподает им благословение Господне и церковную молитву о благополучии и семьи. Духовно объединяет два человека в одно целое. Как говорит Господь - двое становятся одной плотью, и это великая тайна. Молитвы Венчания исполнены обращений к Богу, чтобы брачный союз был скреплен любовью, священник от лица венчающихся испрашивает чадородия супругам, благоденствия и мира.

Еще более серьезен вопрос разрушения семьи. Получить развод в ЗАГСе довольно несложно. Церковный же развод и благословение на вступление в новый церковный брак возможны только в особых случаях. Это еще усугубляет меру ответственности желающих вступить в брак и должно подводить молодых людей и девушек к очень серьезному выбору спутника жизни, основанном не на временном увлечении и страсти, а на более прочной почве.

Чего хотелось бы пожелать и посоветовать тем, кто готовится построить свою семью. Серьезно относиться к самому понятию семьи и брака. Не считать это взаимным развлечением, но подвигом ради друг друга. Потому что женятся и замуж выходят еще вовсе не по любви, а по влюбленности. Любовь нужно еще совместно взрастить в браке, и приложить к этому много усилий и трудов.

И если вы решились, если ваши чувства и желания совпадают - пусть Господь поможет вам в этом! И не поленитесь заранее, заблаговременно прийти вместе в храм, и поговорить со священником, о чем чаще всего забывают. А это поможет избежать многих ошибок, которых и так достаточно мы совершаем в жизни.

Священник Дмитрий Готовкин

18 февраля 2011 г.


О поиске Бога

Святые отцы говорят, что цель жизни христианина в постоянном поиске Бога. В чем заключено это понятие и как его можно осуществить?

Что значит искать Бога? Бог - Он присутствует везде и повсюду, потому искать Его - не значит буквально разыскивать. На самом деле Бог всегда был с человеком, человек сотворен богоподобным и в неразрывной связи с Богом. Если мы откроем книгу Бытия в Библии, мы проследим с вами историю сотворения мира и человека, и везде в этой истории присутствует рука Божья. Адам разговаривает с Богом непосредственно, выполняет повеления Господа, дает имена всему творению, и даже своей жене - Еве.

Но мы знаем, что происходит катастрофа. Первые люди не удержались в славе Бога и пали - произошло грехопадение наших прародителей. После того, как грех вошел в их душу, они претерпели большие изменения. Не Бог изменил свое отношение к человеку и потому изгнал человечество из Рая, но человек изменился, изменил Богу и более не мог находиться в Раю. Как говорит апостол Павел: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).

После грехопадения каждый человек наследует от своих родителей поврежденную грехом природу. Она проявляется в том, что мы имеем склонность ко греху, в течении нашей жизни мы постоянно чувствуем тягу к греховному и очень часто поддаемся этой тяге, либо в мыслях либо реальными делами совершая бесчисленное множество грехов.

Грех есть нарушение закона Божия, а закон Божий это всегда ЛЮБОВЬ. Многие ошибочно считают, что грех Адама и Евы заключается именно в том, что они съели запретный плод. То есть, выходит так, что Бог вроде бы их искушал и устроил проверку, съедят или не съедят. На самом деле это не так. Данная людям заповедь не вкушать плода запретного древа предназначалась для их духовного и нравственного совершенствования. Исполняя ее, человек своими реальными делами проявлял бы любовь к своему Небесному Отцу и Творцу. А оберегая друг друга от нарушения этого запрета, проявлял бы свою любовь и к ближнему.

Вкусив плод, они переступили через любовь Божию. Потому что им стало недостаточно этой любви, они проявили недоверие Богу и более того - сами пожелали стать как Бог, стать богами, что предложил им искуситель диавол.

Мы видим, что повлекло за собой отсутствие любви. В мир вошли зло, грех, болезни и смерть. Человек изменился до неузнаваемости, и в нем трудно увидеть образ и подобие Божие. Зависть, гордыня, самолюбие, злость, ненависть, блуд - эти и многие другие страсти овладели сердцем человека, и он, как и в древности Адам, теряет живую связь с Богом. Как Адам попытался спрятаться от Бога среди деревьев Эдема, так и человек прячется от Бога среди житейской суеты, забывая, что от Бога невозможно скрыться. Он всегда рядом и видит каждого. Наши грехи и повреждение, разлад внутреннего человека мешают нам видеть и ощущать присутствие Божье. В пример можно привести чистое прозрачное стекло. Через него мы видим мир ясно и без искажений, не замечая поверхности стекла. Но если его закоптить дымом, оно тускнеет, в конце концов становится темным и непрозрачным. То же происходит с душой человека.

Каждый из нас рождается в мир чистым и безгрешным ребенком, но грех затемняет наши сердца, и если вовремя не очищать тонкой работы стекла души, они искажают и неверно преломляют картину мира.

О каком же поиске тогда стоит вести речь? Этот поиск Бога - готовность человека открыть Ему свое сердце, принять Его с чистой душой и жить с Ним. То есть, поиск Бога - это попытка человека вернуться в первообразное райское состояние, вернуть в свое сердце любовь к Богу и снова заключить с Богом завет.

Пути к Богу разнообразны. Более того, нет двоих людей, пришедших к Богу абсолютно одинаково, потому что каждый должен пережить, ощутить Бога в личной жизни, на своем опыте. Кто-то приходит к Богу еще в детстве, впитывая воду духовности с молоком матери, принимая воспитание веры от родителей. Кто-то находит Бога в зрелом возрасте, когда начинает испытывать духовный голод, или когда житейские трудности захлестывают и человек начинает утопать в суете мира. Кто-то обретает Бога в глубокой старости, уже на пороге вечности. Но обретает.

Но часто бывает так, что мы живем иллюзией веры, мечтой о Боге. Неоднократно доводиться слышать фразу: "Я и так хороший(шая), а Бог у меня в душе". Человек, говорящий так, совершенно не понимает, Кто такой Бог и что значит, когда Он "в душе". Этими словами мы только успокаиваем свою совесть, заглушая настоящий зов Бога. Аутотренинг своего рода.

Давайте подумаем, может ли ребенок говорить, что очень любит родителей, но при этом совершенно не проявлять своей любви делами? Нет, не может, потому что такая любовь будет пустым звуком, любовью на словах. Любовь всегда выражается в наших делах. Любящий ребенок старается никогда не оставлять родителей, поддерживает их словом и делом, своими действиями выражая любовь. Так же и в духовной жизни происходит. Вера как и любовь требует своего выражения. Слова должны подтверждаться делами. Потому если мы говорим, что Бог в нашей душе, эта душа должна быть достойна присутствия Божья, ведь если человек живет с Богом, это всегда видно внешне. Любовь Божия не может ограничиваться и замыкаться внутри. Она стремиться наружу, изливаясь на окружающих.

Потому, когда мы говорим о поисках Бога, мы говорим о преображении внутреннего человека. О вере замечательно говорит митрополит Иларион (Алфеев): "Вера - это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека". То есть, человек чувствует зов Божий и либо отвечает на него, либо убегает. В поисках мы должны почувствовать этот зов, протянуть руку навстречу руке Божьей, и тогда наступает личная встреча с Богом. Но для этого мы должны признать, согласиться с тем, что в нашей жизни не хватает Бога - "…не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Матф.9:12). А грех - серьезная духовная болезнь, и Врач для нас Один - это Господь наш Иисус Христос. Путь духовного, нравственного совершенствования, который указал нам Христос вот уже почти 2000 лет назад, всегда актуален и всегда применим в нашей жизни. Это отречение от своего "Я", своих прихотей, своих страстей и совершенствование в любви к Богу и человеку через исполнение заповедей Божиих, которые есть великий духовный закон. Ведь заповеди Божьи сводятся к двум основным, и Господь их назвал:

" ……возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф.22:37-40).

Священник Дмитрий Готовкин

18 февраля 2011 г.



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru