Таинство Крещения и Таинство Брака требует серьезной подготовки
Дорогие валуйчане и жители района, братья и сестры! 30 сентября 2010 г. в Белгородской области по благословению Его Высокопреосвященства, Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, было принято "Положение об обязательном проведении оглашения перед совершением Таинства Крещения и о подготовке к Таинству Венчания" (в дальнейшем - Положение), которое определяет единый общий порядок подготовки соответственно к Крещению (детей и взрослых) и Венчанию.
Во избежание недоразумений, хотелось бы немного пояснить суть Положения и огласить правила, согласно которым будут совершаться Крещения и Венчания в храмах Валуйского благочиния (Валуйский, Вейделевский и Ровеньской р-ны) и Белгородской области в целом.
ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ КРЕЩЕНИЯ
Крещение человека совершается по твердой и осознанной вере крещаемого (в случае если крещаемый - ребенок до 12 лет, осознанную веру должны иметь родители ребенка и крестные, которые называются еще восприемниками). Потому крещаемый (либо крестные и родители ребенка) должны пройти перед крещением подготовку, называемую оглашением. Подготовка включает в себя несколько встреч со священнослужителем, которые ориентированы на беседы о вере и жизни православного христианина и разъяснении сути и значения Таинства Крещения для человека. Также во время бесед священнослужитель будет иметь возможность выяснить отношение крещаемых, родителей и восприемников к вере и их участие в церковной жизни, ответить на интересующие вопросы. Согласно Положению, недопустимо совершение Крещения без предварительной подготовки, кроме исключительных случаев (если младенец или крещаемый взрослый находится в смертельной опасности). Исключения оговариваются непосредственно со священником./
При крещении взрослого (начиная с 12-летнего возраста) необходимо:
Прохождение подготовки к крещению со священником (несколько встреч-бесед).
Твердая вера в Бога согласно учению Православной Церкви (Православный Символ Веры изучается во время бесед).
Знание наизусть хотя бы молитвы Господней ("Отче наш").
Желание и готовность после крещения жить христианской жизнью и участвовать в церковной жизни и Таинствах Церкви./
При крещении ребенка (до 12 лет) необходимо:
Наличие восприемников (крестных). У мальчика обязательно должен быть крестный мужского пола (наличие крестной при этом - по желанию), у девочки обязательно должна быть крестная женского пола (наличие крестного при этом - по желанию).
Восприемники должны быть людьми верующими, крещенными в Православной Церкви, не состоящими в иных религиозных организациях и участвующими в церковной жизни и Таинствах.
Родители и восприемники должны пройти подготовку ко крещению через встречи и беседы со священнослужителем.
Восприемники и верующие родители должны иметь твердую вера в Бога согласно учению Православной Церкви (Православный Символ Веры изучается во время бесед).
От верующих родителей и восприемников требуется знание хотя бы одной молитвы Господней ("Отче наш").
Родители и крестные должны иметь твердое желание и готовность воспитывать крещаемого ребенка в православной вере, самим стараться следовать вере и жизни христианской.
Обращаем ваше внимание!
Для того, чтобы крестить ребенка или креститься взрослому человеку, необходимо ЗАРАНЕЕ обратиться в храм, минимум за 1-2 недели до намечаемого дня крещения, и договориться о встречах и о подготовке к крещению со священником. Если вы непосредственно без предупреждения и подготовки обратитесь в храм чтобы немедленно крестить ребенка, в крещении вам будет отказано до того, пока вы не пройдете указанную выше подготовку.
ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ.
Таинство Венчания требует от вступающих в церковный брак не менее серьезной подготовки, чем Таинство Крещения. От брачующихся требуется осознание серьезности церковного брака и его священности перед Богом и Церковью. Потому исходя из Положения будут действовать следующие правила подготовки к Таинству Брака:
Желающие вступить в церковный брак должны оба ЗАРАНЕЕ (минимум - за месяц) до ожидаемого дня венчания обратиться в храм к священнику и подать письменное прошение (заявление) о желании вступить в церковный брак. После подачи прошения священник назначит несколько встреч для бесед с брачующимися.
Рекомендуется приготовить себя к браку через Таинства Покаяния и Причащения.
По всем вопросам просьба обращаться в храмы благочиния, где вам объяснят особенности подготовки и ответят на все волнующие вас вопросы.
Священник Дмитрий Готовкин
18 февраля 2011 г.
Символ победы и торжества.
Воздвижение Животворящего Креста
27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня - таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.
Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту. Но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение- Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, и обнаружили Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась.
Мы христиане должны взять свое знамя, поднять его и освятить свою жизнь. Крест христов - это не только древо крестное. Это и крест духовный, который несут люди. Кресты людские - это болезни, трудности, беды и испытания. Когда мы под тяжестью своего креста слабеем или изнемогаем, необходимо взирать на Крест Христов. "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим" (Мф. 11,29).
Крест Христов научает нас надежде. Несмотря на наши немощи, падения и грехи, мы твердо знаем, что на жизненном пути мы, верующие, не одиноки. Знаем, что с нами всегда крестная сила! Знаем, что Господь всегда с нами.
В день воздвижения Креста Господня воздвигнем его в своих сердцах и в своих умах, в своей жизни. Чтобы он действительно был для нас победой Христовой над всякой немощью и сомнением, над унынием и печалью, над грехом и беззаконием, чтобы он всегда был для нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и христианской любви. Аминь.
Священник Пётр Иванюк.
18 февраля 2011 г.
Успение и смерть. Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во всех Храмах Православной Церкви сегодня совершается торжественное Богослужение, верующие христиане почитают день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Звучат торжественные песнопения, читаются каноны и молитвы, и все это прославляет день завершения земной жизни Пресвятой Девы Марии. Даже слово специальное употребляется, чтобы обозначить переход Богородицы от этой жизни к вечной - Успение. Никогда не говорят: "Богородица умерла", "смерть Богородицы", а только - Успение. Это понятие родственно слову сон. Этим подчеркивается, что как спокойно, без боли человек засыпает, так и прервалась земная жизнь нашей Владычицы.
Почему нам так важен факт Ее Успения? Еще в райское время человек не был не необходимо смертным, не необходимо бессмертным. Но с момента грехопадения Господь положил ограничение по времени для земной жизни человека, как пишет псалмопевец Давид: "70 лет, аще в силах 80". Так Господь поступил, чтобы не возводить в абсолют греховное падение человека. Представьте: вот человеческая жизнь со всеми грехами, страстями, несправедливостями, которые мы причиняем. И что человека может сдержать? Только сознание того, что все это временно, что из этой жизни придется уйти и дать за нее ответ. В известном смысле слова, смерть, как это не парадоксально, придает человеческой жизни смысл. Подводит под ней черту.
Если человек жил только интересами плоти, только страстями и грехом. Если человек никогда не задумывался о своей жизни, то смерть его бессмысленна. Она абсурдна, т. е. человек жил незачем и умер незачем. Напротив, для верующего человека вся жизнь наполнена смыслом, вся жизнь посвящена Богу. И если жить со смыслом, то и смерть не абсурдное стечение обстоятельств, а исполненный смыслом переход к другой жизни.
Если для неверующего смерть - уход в никуда, то для православного смерть - это встреча со своим Богом.
Так было и в жизни Пресвятой Владычицы Богородицы. Всю Себя Она отдала на служение Всевышнему так, что стала вместилищем Бога телесно, т. е. стала Матерью Божией. После искупительной жертвы на кресте Своего Сына, она не долго оставалась на земле. В предсказанный заранее час она тихо и безболезненно отдала душу в руки Своего Сына. Так, что всем окружающим показалось, что Она заснула.
Давайте вспомним, как тяжелы бывают похороны неверующего человека. Он жил без смысла, возможно это было не заметно. Но конец жизни обнажает все. Человек (неверующий) умер и все. Непонятно, что с ним делать. Родственники просто так закопать не могут, и вот начинается тягомотная тоска. Поминки, пьянки. Толком непонятно, что и делать.
Не так хоронят верующего. Если человек верил в Бога, в жизнь вечную и Воскресение, то прощение с ним носит характер неземной радости. Человек ушел к Богу, а его похороны-отпевание - это малая канонизация (просим "Со святыми упокой", признаем человека достойным Царствия Небесного, т.е. "немного святым").
Как это не парадоксально звучит, уход из жизни верующего - это и праздник. Еще один воин христов одержал победу над миром и уходит к своему Владыке. И каждая православная семья отмечает ежегодно этот праздник. Собираются вместе, идут в храм молятся о упокоении усопшего сродника.
Если человек прославился своей жизнью и святостью (канонизирован), то и вся Церковь, как большая семья, отмечает этот праздник. Наш месяцеслов на 90 % состоит из дней, в которые святые предали дух свой в руце Господу.
Именно поэтому, когда окончилась земная жизнь такой великой праведницы, как Пресвятая Богородица, которая для всех нас является недостижимым идеалом, это явилось поводом для скорби в Церкви, а наоборот, это побуждает нас к торжественному празднеству, хвале Богу и прославлению Его Пречистой Матери.
В Рождестве Девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси Богородице. Преставилася еси к жизни Матерью будучи жизни. И молитвами Твоими спасаеши от смерти души наша. Пресвятая Богородице, моли о нас грешных. Аминь.
Священник Александр Кагарлыкский
18 февраля 2011 г.