Поиск

Искомое.ru
По благословению Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна
Свято-Николаевский собор
Белгородская и старооскольская епархия
Храм Казанской иконы Божией Матери, п. Казинка
Храм Преподобного Феодора Печерского, с. Лавы
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, с. Сухарево
Храм иконы Божией Матери 'Знамение', п. Уразово
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, п. Уразово
Храм священномученика Игнатия Богоносца, г. Валуйки
Храм-часовня святителя Геннадия Цареградского, г. Валуйки
Храм святителя Иоанна Златоуста, г. Валуйки
Храм Рождества Христова, с. Рождествено
Никольский храм, г. Валуйки
Православие.Ru
Свято-Николаевский собор, г. Валуйки
 
В начало
Сервер 'Россия Православная'
Все последние новости
Приветствуйте целованием друг друга
Они русскими себя считают, к Руси относят, – восторженно делилась Надежда впечатлениями от паломничества на братскую Украину во Святогорскую лавру. Мы встретились с ней на улице после воскресной литургии в Никольском храме, где праздновался День памяти равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь 1025 лет назад. Широко нынче отмечался юбилей этого важнейшего события в становлении и процветании нашего государства. Вот и в Никольском храме служба была особенной. Пять воспитанников института искусств и культуры, прибывших из города Орла, проникновенно пели на литургии.

Служил протоиерей Владимир Некрасов. Он, отдавший столько лет Богу и людям как благочинный и настоятель храма, продолжает своё служение, выйдя по слабому здоровью на покой. В день тезоименитства 
митрофорного протоиерея «Многая лета» пожелали ему, одарив цветами после литургии, в день равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси. Принимая алые розы, священник как бы разделил внимание и благодарность прихожан с Киевским князем, принесшим на Русь Христову веру.

«Слава России!» – прочла недавно на спине молодого прихожанина Николаевского собора. Как же порадовал взгляд мелкий белый шрифт на ярко-черной футболке после привычных логотипов англоязычных.

«Русский, помоги русскому!» – стучатся в сознанье земляков неизвестные силы через афишки, расклеенные на столбах города. Пробиваются ростки национального достоинства сквозь асфальт безразличия к себе, к духовности, вытравленной за годы, когда гражданин страны Советов именовался «простым советским человеком» с отрицанием национальных особенностей. Значит, будем жить! – радуешься мимоходом, едва взгляд остановится на кем-то размещенных афишках, призывающих брата-славянина «не бухать», заниматься спортом, добрыми делами прославлять Россию.

Да и может ли быть иначе при закваске православия, вложенной в нас прошлым Святой Руси. Святой – не потому, что всегда свято жили, а потому, что к идеалам устремлялись, рождая гениев-писателей, классическую литературу, герои которой мучились вопросами о духовном самосовершенстве.  Вот и получен в наследство великий русский язык. И не подозреваем, сколько раз обратимся к Богу за день, желая друг другу  спастись. То есть заслужить Царствия Небесного. Слышим ли мы себя, когда говорим «спасибо», значит – спаси Бог? «Спаси Господи», – говорят воцерковленные, чуть переиначив привычное «спасибо».

А это печальное «прощай», произносимое нами при уходе навсегда. Действительно ли просим простить нас при расставании? Простить нанесенные обиды, вольные или невольные, опасаясь, что не встретимся больше в этой жизни, не испросим прощения и понесем в мир иной случившийся на земле грех? «Прощай», – говорили наши предки при всяком расставании, то есть – прости. Произносили так же часто, как мы, современные, произносим «до свидания» или «до встречи». «Ты прости-прощай, село родное, в края дальние пойдет молодец», – говорится в стихотворении Алексея Кольцова. Сильна была смертная память в людях, потому и расставались так.

Занявшись сбором материала к этой непростой теме в газету, во-первых, вдруг вспомнила прилагательное – «одушевленное». Будто прошептал его кто-то, едва проснулась утром. «А ведь оно было когда-то причастным, произошло от глагола «одушевить», значит вдохнуть душу – тут же стало понятно. И с радостью побежали иллюстрации: Господь вдохнул душу, одушевил человека и всякую живую сущность, в отличие от неодушевленных предметов, существующих без души. Об этом и сообщает школьный учебник русского языка всем нам, атеистам и верующим. Потому и «хвалит Господа всякое дыхание», как говорится в молитве. Так запечатлена причастность Бога к нашему бытию в великом русском.

Приехав когда-то студенткой филфака после сессии в Белоруссию, на родину мужа, с удивлением обнаружила, что древний русский язык, по которому только что сдан очень трудный экзамен, чудом сохранился в белорусском языке.

– Вытри твар (лицо - 
ред.), – сказала гостеприимная золовка, подавая мне полотенце утром, после умывания.

«Сотворенное Богом»… – послышалось мне в неожиданном предложении. Так говорили в древней Руси, колыбели трех братских славянских народов. С веками русский, вычленяясь из языка-прародителя, развился многограннее, обогатившись разноцветьем красок, разнообразием оттенков, в том числе и духовности. Приблизившись в своём наречии к Творцу, встав рядом с Ним, с Его Ликом, Лицом, и облик человека назвали – лицом, вживаясь в постулат христианства о создании нас по образу и подобию Божию. А ведь образом мы называем икону. Как же ответственно быть человеком. Отсюда пошло понятие «безобразный», то есть потерявший образ Божий, без образа, который должен быть в каждом.

Тем же смыслом наполнено слово «образование», изначально означающее процесс, направленный на развитие в ребенке образа Божия. Помнить бы о том чиновникам, ратующим за обучение в школах без воспитательного процесса. Истинным смыслом наполнится слово «просвещение», если вспомнить молитву «…просвети нас светом Сына Твоего», обращённую к Богородице.

Господь держит нас в Своих руках, мы – «достояние» Его, как говорится в молитвах. Отсюда, от слова «держать», родилось понятие – держава. Употребляя его в своей речи, мы утверждаем власть Господню над нами, над государством, волю Его, хоть и неосознанно. Себя порой не слышим, а Творца вспоминаем; часто всуе, в качестве междометия: «Боже мой!», «О, Господи!», «Не приведи Господь»… – восклицаем без смысла, значит согрешая. А ведь народ российский всегда был крепок языком и верою. «Язык делал его единомышленником, вера – единосущным», – говорит А.С. Шишков, современник А.С. Пушкина, адмирал, министр просвещения и президент Российской Академии наук. И эта вера православная, – добавляю от себя, – во всей мощи запечатлена в великом русском, которым мы пользуемся нынче так бездушно и расточительно.

«Третьей варваризацией» называют лингвисты процесс, происходящий сейчас в русском языке. Внедрялись варвары в язык в эпоху Петровскую, во второй раз – после революции 1917 года, и вот теперь свой мерзкий бал правит жаргон с помощью «блатных» элементов. Но сильна христианская душа, пусть и неосознанная порой. Возьмем для примера время после революции 1917 года. Страна призвала женщин к коллективному труду, учредив для малюток воспитательные заведения. Государство, разрушающее храмы и уничтожающее священство, объявившее Богу войну, те заведения назвали яслями. Не кормушка для скота имелась в виду, но именно то теплое, благодатное место, куда положили Христа, родившегося в хлеву.  Неосознанно, но по наитию младенца отдавали под покров Богородицы, а точнее сказать, как бы намеревались это сделать, при этом ставя своей целью формирование нового человека и общества безбожников.

Сложна и многогранна взятая мною тема. Можно защитить диссертацию, раскрыв её полно. Не обойтись бы тогда, к великому сожалению, и без раздела, посвященному антидуховному сленгу, посеянному в язык много веков назад.  Что душеполезно, то порой не приживается или утрачивает смысл для людей, настроенных на беспечность.  А вот брань, нецензурщина, всегда порицаемая за низменность и срамоту, засорив православную лексику при монгольском иге ядовитым семенем ненависти к христианству, нынче в определённых кругах дает бурные всходы. Жаль неразборчивых в способах самовыражения.

Но вернемся к духовности, завещанной нам. В этом ряду приведу в пример еще одно слово. «Целованием приветствуйте друг друга при встречах», – наказывал апостол Павел первым христианам. Подобное наставление есть и у другого Первоверховного апостола, Петра. Почему же они ратовали за поцелуи? Да потому, что именно таким образом люди отдают душу друг другу. Вот и в русском языке отразился факт единого целого в словах «целуй», «поцелуй». Сколько духовности в них  высокого смысла. Ведь в христианстве главное – не искать своих и чужих, любить всех, сливаться в единое с Богом и друг другом. Язык же – словесное выражение души всякого народа, в том числе и православного российского. Обогатился, развился он именно с принятием христианства, с познанием Бога Единого. «Мы – народ, у нас есть скрепы, – говорил патриарх Кирилл в дни празднования 1025-летия крещения Руси. – Мощный фундамент был заложен Киевским князем Владимиром. Я уверен, этот фундамент никогда не разрушат никакие силы. Мы устремляемся в будущее. Наше понимание истории поможет сохранить Россию. Святая Русь в наших сердцах. Украина, Беларусь и Россия – это и есть Святая Русь».

Л. ГАРГУН