По благословению Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна
Пало́мничество связано с верованием, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к Богу. Это может быть путешествие к Святой земле или к другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры. Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.
В России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.
Святитель Григорий Нисский осуждал чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в искушения и неприличные истории. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни). Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.
Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением святыни.
В августе Валуйское благочиние организовало паломническую поездку в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру и по святым местам Киева (Украина).
Почаевская Лавра – твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси. Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительтвом Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы; эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери; в обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.
Паломники из Валуек, это были прихожане Никольского храма, многие из которых отправились в поездку не в первый раз, в большинстве готовились к исповеди и причастию в монастыре. И долгие службы, и пение, и общение с иеромонахами на исповеди – все было им в радость и наполняло душу необыкновенными впечатлениями.
Паломники побывали в скиту Святого Духа, приложились ко кресту и веригам Никиты Столпника, почувствовали живительную силу воды в источнике Святой Анны. В Голосеевской пустыни - скиту Киево-Печерской Лавры, расположенной в лесу на южной окраине Киева, посетили место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков. В Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре были в Ближних и Дальних пещерах. Во Введенском храме Киева поклонились иконе Божией Матери "Призри на смирение" и ее образу на стекле.
Никто из паломников не пожалел, что отправился в столь дальнюю поездку. Укрепление веры и сил духовных вызывает желание приобщиться к новым святым местам, которых в России не счесть. Бог даст, состоятся паломничества валуйчан и в дальнейшем.
Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Академик А.Н. Пыпин в XIX веке писал "странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, они так назывались потому, что возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями". Само слово возникло от слова «палома» — пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. "Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).