Сайт Валуйского благочиния » Душеполезное чтение » Проповеди
Проповеди

Успение

Успение это один из двенадцати великих церковных праздников, который отмечается 28 августа. Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе. Сами обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Из Священного предания известно, что Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила в доме его родителей. Она всегда молилась о том, чтоб Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что спустя три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария пожелала увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру.

В день Успения Богородицы все апостолы чудесным образом оказались собранными в Иерусалиме для прощания с Нею. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал исключительно апостол Фома.

Момент Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии чудесен: когда она уже лежала бессильно на кровати её лицо вдруг озарилось невиданным светом и лучезарной радостью, а все пространство над ней наполнилось яркими лучами небесного света и прямо перед ложем Богоматери появился её Сын — сам Иисус Христос. Он был в окружении огромного количества ангелов, а также его обступили со всех сторон души пророков, святых праотцов и праведников.

Увидя Своего Сына Богородица Дева Мария даже привстала, склонилась к нему и поклонилась Иисусу Христу с любовью, сказала: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»

Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство — туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой».

И святая душа Божьей Матери снизошла прямо в живительные руки, ладони Христа — Он сам принял Её душу и ввёл в Царствие Небесное.

Святое тело Богоматери на глазах удивленных апостолов Херувимы закрыли своими священными крыльями, осенили ими Ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу Деву Марию. Апостолы и плакали, и радовались, а лицо Богородицы было как у живой — оно было радостным и полным жизни, озарялось небесным светом. Апостолы долго и сердечно прощались с Богородицей…

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Со-фония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтоб Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Ввечеру того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Первые упоминания о празднике Успения появляются в памятниках церковной письменности начиная с V в.. Это можно объяснить богословским углублением Церкви в догмат Боговоплощения и борьбой с посягательством ересей на достоинство Пречистой Богоматери. Однако это не означает, что о событии Успения ничего не было известно или что оно не праздновалось, по крайней мере в Иерусалимской Церкви, гораздо ранее.

«Относительно установления повсеместного празднования Успения Пресвятой Богородицы мы имеем указание Никифора Каллиста о том, что император Маврикий (692-602 гг.) повелел совершать его 15 августа. Этим указом было упорядочено уже существовавшее празднование, причем ему была придана особая торжественность.- Целым веком раньше императора Маврикия праздник Успения был уже указан в Сак-раментарии папы Геласия I (492-496 гг.).

Даты празднования в разных Церквах различались. Так, из писаний Григория Турского (+594) узнаем, что во Франции день Успения приходился на январь. Коптские и абиссинские памятники указывают два дня: 16 января - Успение, 16 августа - Вознесение Богоматери на небо.»

Историю праздника Успения на христианском Востоке можно проследить по памятникам начиная с VII в. В праздничном Евангелии, писанном в 715 г., уже находим указание на этот праздник. На VII Вселенском Соборе Константин, епископ Констанции, упоминает о праздновании Успения 15 августа.

Обращаясь теперь к истории самой службы на праздник, мы находим древнейший чин ее в недавно открытом грузинском переводе Иерусалимского канонаря VII в.

Следующий по древности из известных ныне памятников с полным чином богослужения на Успение - это устав св. Софии (или Великой Церкви) Константинопольской с практикой IX в. в рукописи X в. По-видимому, к VIII в. появляются песнопения в честь праздника. Св. Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII в. полагавшийся на предпразднство Успения. Возможно, впоследствии этот канон был вытеснен канонами свв. Косьмы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский (IX в.), Герман, Патриарх Константинопольский (+740), св. Феофан Начертанный (IX в.), император Лев Мудрый (+911).

В честь Успения Богородицы по всей Руси построено множество храмов и церквей, часовен и монастырей: в Кремле, в Успенском Вражке, в Путинках, в Казачьей слободе, в Вешняках, в Гончарах, в Кадашах, и многих других городах построены храмы, церкви, часовни и монастыри в честь великого православного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Храм Успения Богородицы есть в Ростове, в Звенигороде, Ярославле, Суздале, Москве, Киеве.

Праздник Успения Богородицы не только славит переход Девы Марии на Небеса, но и посвящен всем матерям на земле. Всем дочерям и сынам в праздник Успения Богородицы стоит задуматься, а достаточно ли времени они уделяют своему самому дорогому и любимому человеку на свете? Очень хорошо быть в праздник Успения Пресвятой Богородицы сынам и дочерям вместе со своими родителями, благодаря их за все хорошее, что те для них сделали.

Особо почитается праздник Успения Богородицы сиротами — ведь у них уже нет никого на земле, а потому соблюдением Успенского поста и празднованием Успения Божьей Матери они как бы просят Её заступления, благословения и материнского участия в их судьбах.

Отец Олег Гурьянов

28 августа 2011 г.


Пасхальные традиции

Нет для христианина больше праздника, чем Светлое Христово Воскресенье – Пасха Господня. По церковному календарю в это году Пасха выпадает на 24 апреля, и конечно каждому следует достойно приготовить себя к этому великому празднику праздников.

Домашний и церковный быт имеет свои исконные традиции, которые веками передаются из поколения в поколение.

К Пасхе всегда было принято привести домашние угодья в чистое и убранное состояние, эта внешняя чистота должна соответствовать чистоте внутренней, духовной. Верующие готовят себя к встрече Христова Воскресенья Великим постом, Таинствами Исповеди и Причащения.

Но это что касается подготовки. Сам день Пасхи особо устроен по своему содержанию. Богослужение начинается в полночь с субботы на воскресенье крестным ходом вокруг храма, звоном всех колоколов и торжественными возглашениями песнопения Пасхи «Христос воскресе из мертвых..» у церковных дверей.

После праздничного богослужения (а также в субботу накануне в течении дня) совершается освящение пасхальных яиц, куличей и других продуктов. Пасхальное яйцо восходит своей историей к Марии Магдалине. По преданию, когда она пришла к римскому императору с проповедью о Воскресшем Христе, он, обедая в этот момент, сказал: «Воскресение невозможно так же, как и невозможно то, что это яйцо в моих руках сейчас вдруг само станет красного цвета». И тут свершилось чудо – яйцо в руках императора приобрело ярко-красный цвет крови. С тех пор верующие окрашивают пасхальные яйца, освящают их и дарят друг другу с пасхальным приветствием. Также яйцо является символом жизни, таящейся внутри скорлупы. Пасхальный кулич символизирует собой Христа, по слову Божию – Хлеб Небесный.

Также освящаются другие пищевые продукты, в благословение всякой пищи после окончания поста – сыр, мясные, молочные продукты, вино и прочие яства. Но стоит помнить, что не следует приносить в храм водку и другие крепкие спиртные напитки для освящения. Это не относится к христианской традиции и не должно допускаться в нашем быту.

Стоит упомянуть о традиции в нашем постсоветском обществе на Пасху посещать кладбище. Эта традиция – грубая ошибка и заблуждение. В пасхальные праздники ЗАПРЕЩЕНО по Уставу поминовение усопших и посещения кладбищ, за исключением смерти того или иного человека. В советские годы безбожная власть поощряла среди граждан посещение кладбищ на Пасху, потому что это позволяло еще более отторгнуть народ от посещения в день Пасхи богослужения в храме. Отсюда и в наше время еще остались и прочно укоренились в нашем обществе вредное наследие атеистического прошлого Родины. Потому на Пасху НЕЛЬЗЯ посещать кладбище, те же кто это делает должны помнить, что они нарушают христианское благочестие и совершают таким образом грех. Тем более – устраивая на кладбище распитие спиртного.

Поминовение усопших совершается только через неделю после праздника Пасхи. Для этого установлен особый праздник, называемый Радоницей – в эти дни мы посещаем кладбища с пасхальным приветствием и молитвой о наших близких. Также стоит отметить, что в Валуйках в день Пасхи на городских кладбищах уже не первый год появляются «священники», которые не имеют никакого отношения к Русской Православной Церкви и находятся в расколе (уклонение от Церкви, самочинно учрежденное). Убедительная просьба ко всем, кто считает себя верными чадами Русской Православной Церкви, не обращаться к таким лицам, которые хотя и одеты в священнические облачения, но к Церкви не имеют никакого отношения. Священники Русской Православной Церкви НЕ ПОСЕЩАЮТ КЛАДБИЩА В ДЕНЬ ПАСХИ И НЕ СОВЕРШАЮТ ТАМ НИКАКИХ ПОМИНАЛЬНЫХ МОЛИТВ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЦЕРКОВНОГО УСТАВА И ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ БЛАГОЧЕСТИЯ.

Хотелось бы пожелать всем нам достойно приготовить наши души и наше окружение ко встрече Светлого Христова Воскресения!

Настоятель храма
святителя Иоанна Златоуста г. Валуйки,
священник Дмитрий Готовкин.

13 апреля 2011 г.



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru