Сайт Валуйского благочиния » Душеполезное чтение » Проповеди
Проповеди

О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской Православной Церкви

Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» (Притч. 23,32). По словам Св. Ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «…Не обманывайтесь … ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6,10).

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ – таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития.

Борьба с таким пороком – дело трудное и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим нам настоятельно необходимо разъяснение – каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: «…Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя!…» (Мф 9, 22).

Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и ее Таинствах обрести спасение от этого зла. При том средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Ванифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.

Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием исцеления от порока пьянства…

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 г. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое из них имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.

В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других – собственноручно писал заявление такого, например, содержания: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям оного» или «Помоги мне Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении».

В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось «о здравии» в праздники на ектении. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах – денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.

30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел.

Каждому члену при вступлении выдавался особый «священный лист трезвости» как необходимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т.п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и благородному.

Вот еще несколько примеров обязанностей члена общества:

«Всегда помни, – гласило наставление, – что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение.

Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Святое Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви – думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал – как оскорблю Тебя грешным пьянством?! Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю – думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.

Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него».

Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.

«Всегда держи в памяти слова Апостола Павла о том, что мы должны «друг друга тяготы нести». Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, – гласило одно из правил Общества. – Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого «гонят и преследуют на земле», ожидает «великая мзда на небесах». Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику».

Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.

Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние – действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой – единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие, и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.

Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства – медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай всем нам Бог соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Иоанн (Снычев)


Слово Божие

«… читай побольше и подольше»

«Советую почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние им успокоит, только читай побольше и подольше». (прп. Амросий Оптинский)

Слово «Евангелие» по происхождению греческое, буквально оно означает «благая весть». Эта благая весть несла радость о спасении и искуплении рода человеческого.

Иисус Христос своими страданиями искупил весь род человеческий, в том числе и нас. Он оставил нам веру и покаяние, надежду на спасение, потому Евангелие для нас «благая весть». Даже для современных Христу язычников было присуще понимание того, что все добро приходит только от богов. Тем более, для правоверных евреев было несомненным, что только истинный Бог может быть источником благой вести.

В Ветхом Завете понятие «евангелие», т.е. «благая весть», употребляет пророк Исаия, когда говорит о рождении Сына Божия в этот мир для установления Царствия мира и согласия.

В древних греческих рукописях Нового Завета Евангелием называются книги апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, поскольку они передают нам благую весть о том, что Христос, воплощенный Бог, спас человечество от древнего проклятия, греха и смерти.

Насколько полезно упражняться в чтении священного Писания?

Святой Иоанн Златоуст учит нас тому, чтобы мы старались более и более упражняться в чтении священного Писания, так как это упражнение есть для нас великое благо; ибо Слово Божие умудряет нашу душу, ум просвещает и приучает думать о небесном, делает нас благодарными за все, отвращает от всего житейского и воодушевляет в подвигах, оно же научает нас тому, что ждать мы можем помощи, во всех своих добрых начинаниях, только от Бога; прославляет мужество святых, открывает и то, сколь велика к нам, грешным, благость Божия и какой неоцененной награды мы можем надеяться от Бога за добрые дела, и, наконец, возбуждает подражать любомудрию мужей, прославившихся добродетелями, не унывать в подвигах и всегда надеяться на помощь Божию.

Можно ли читать священное Писание во всякое время?

В Деяниях Апостольских повествуется о том, как евнух Кандакии, царицы Эфиопской, возвращаясь из Иерусалима с поклонения и сидя в колеснице, читал книгу пророка Исаия и хотя не понимал написанного, но, будучи уверен, что эта книга священная и может принести ему пользу, продолжал с большим и большим усердием читать оную, надеясь хоть что-нибудь уразуметь из оной, и Бог, видя его труд, послал к нему Апостола Филиппа, который мало того что разъяснил ему написанное, просветил его светом истины, но и крестил его и таким образом соделал его причастником жизни вечной. Из этого примера ясно видно, что все мы, к какому бы званию и состоянию ни принадлежали, можем, если только захотим, найти время для чтения священного Писания, так как из того же примера видно, что евнух, любя его, читал даже в дороге, а потому и мы, будем ли находиться дома или в пути, при торговле или других обязанностях, постараемся как можно чаще и чаще читать священное Писание, а не отзываться недосугом, что случается с нами нередко; будем читать священное Писание, понимаем ли оное или хотя бы, подобно эфиопскому евнуху, много в нем и не поймем, т.к. не говоря уже о том, что от частого упражнения в чтении священного Писания оно заучивается на память, Сам Господь наш Иисус Христос, видя наше усердие, поможет нам, даст нам разум понимать оное; подобно тому как Он, по неизреченной Своей любви к роду человеческому, подает нам все необходимое для жизни телесной, так подает помощь и озарение и в жизни духовной, когда мы сами прилагаем к делам веры и добродетели свое усердие и любовь. Где можно хранить Евангелие?

Священное Писание надо хранить в святом углу. Нельзя Евангелие класть на стул, диван, туда, где сидят. В храме Евангелие лежит на Престоле, его выносят на поднятых руках, выше всех – это Слово Творца Вселенной, Бога. Его надо читать со страхом, с трепетом. Поэтому, когда читают Евангелие в храме, должна быть полная тишина – Сам Господь говорит! Мы должны помнить, что в этой книге (Евангелие) есть все, что нужно нашей душе. Мы всегда будем получать утешение, мы будем вместе с Самим Христом. Когда мы будем молиться и Он всегда поможет нам. Ведь мы знаем, что Христос – не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо. Как сказал один мудрый священник: «Помни и читай Евангелие всю жизнь. Не имей в сердце злобы. Ни к кому. Будь счастливым…»

иерей Сергий Хемий,
клирик Никольского храма г. Валуйки

15 ноября 2011 г.


Раб Божий

Наше сознание имеет глубоко отрицательное отношение к слову "раб". Оно ассоциируется с угнетением и полным, без остатка, подчинением кому-либо. Мы сразу вспоминаем те времена из истории, когда господствовал рабовладельческий строй, а люди терпели непосильные тяготы, мучения и жестокие наказания.

Но за всем этим мы забываем о главном: рабом можно быть не только внешне, физически, но и внутренне. Внутреннее рабство – это подверженность греху, пороку, страстям. Порок пьянства, злобы, ненависти, как и любой другой, так сильно подчиняет себе человека, что ему трудно освободиться, перестать быть зависимым и стать свободным. Человеческое сознание теряет ясность и рассудительность, мысли и желания сужаются и сводятся к примитивным, меркантильным потребностям.

Свобода – какое хорошее и для всех приятное, для каждого необходимое понятие. Но есть ли она у человека? Как раз здесь нужно правильно понять значение этого слова.

Что такое свобода? В жизни человек всегда чем-то ограничен. Сначала он учится, потом устраивается на работу. Любая работа имеет свои требования и ограничения. Социальные и профессиональные условия жизни обязывают нас к тому или иному образу поведения, значит, в нашей повседневной жизни всегда существуют те рамки, которые ограничивают нашу свободу.

Истинную свободу можно найти только в Боге. Только тот, кто является Высшим Существом, может указать путь к свободе. Именно указать, а не заставить его выбрать. Человек имеет свободную волю, данную Творцом, и он сам определяет свой путь.

Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: "Не делайтесь рабами человеков", указывая тем самым на необходимость приобрести для себя истинную свободу, расширяя и укрепляя свой внутренний, сознательный мир. Апостол учит не искать свободы там, где ее нет. Мы живем в физическом, материальном мире. Материя имеет свое начало и свой конец. Следовательно, все, что нас окружает, имеет свои ограничения. И попытки безграничную, истинную свободу загнать в рамки ограниченного внешнего мира ни к чему не приведут. Только внутри себя, только в общении с Богом человек может найти ту необходимую, ничем не ограниченную свободу, которая так всем нужна.

Именно поэтому Церковь и называет своих чад как братьями и сестрами, так и рабами Божьими, потому что раб Божий – не тот, кто угнетается, а тот, кто сознательно стремится к истинной свободе, тот, кто своим взором обращен не к разрушению, а к созиданию. Раб Божий – истинно свободный человек!

Настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи,
священник Сергий Рубежанский.

18 октября 2011 г.


О, Мати Божия, покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла

Жизнь христианина можно сравнить со странствованием израильтян из египетского плена в обетованную землю. Подобно тому, как в древности израильтяне были водимы облаком, так для христиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ведет нас в Царство Божие. Облако, которое вело израильтян, было столь чудодейственное, что одновременно было и светлым, и темным. Оно было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян. Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей израильским. Ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Вместе с тем оно было путеводителем в обетованную землю. Когда оно двигалось, двигались и израильтяне. Когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем такое облако, данное нам Богом, в защищение и помощь - Пресвятую и Преблагословенную деву Марию, которую видел блаженный Андрей вместе со своим учеником Епифанием в храме.

Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине десятого века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке. В воскресный день 1 октября, по старому стилю, а по новому 14 октября во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению.

Многому научает нас это событие. Пусть мы всеми оставлены в своем несчастии – что до того? Мы не оставлены на небе, не забыты Царицей небесною, нас помнят, о нас заботятся, за нас ходатайствуют перед Богом наши братии по духу – святые, живущие на небеси. Богоматерь явилась в храме. Какое же значит великое и святое место – храм? Это место особенного присутствия Божьего, Богоматери и святых. Здесь они невидимо постоянно пребывают. Мы, грешные, не видим их телесными очами, но зато все наше перед ними открыто; не только наше внешнее поведение, но даже все движение сердец наших, все мысли самые сокровенные.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

Священник Пётр Иванюк
клирик Никольского храма.

14 октября 2011 г.



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru