В великопостные дни и пространство храма, и содержание молитв меняется очень сильно. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны.
В первые четыре дня Великого поста в храмах звучит Великий покаянный канон Андрея Критского. Это творение святителя Андрея Иерусалимского (или Критского), подвижника из иерусалимского монастыря св. Саввы, жившего на рубеже VII-VIII веков и поставленного архиепископом города Гортины на острове Крит.
Канон Андрея Критского содержит 250 тропарей. Он разбивается на четыре части и читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста. Эти службы называются Великим повечерием и длятся порядка двух часов каждая. По сложившейся в современной Церкви традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.
В Никольском храме большинство прихожан стремятся побывать на вечернем Богослужении, которое проходит особо торжественно. До глубины души проникает и молитва Ефрема Сирина.
Преподобный Ефрем Сирин (т. е. сириец), чье имя широко известно именно благодаря короткой молитве, пронизывающей весь Великий пост, не всегда каялся так глубоко и смиренно. Современники свидетельствовали, что в юности будущий подвижник был очень вспыльчив, раздражителен и совершал много необдуманных поступков. Впоследствии изменился до неузнаваемости, став примером для многих.
Молитву, написанную им в числе прочих гимнов и молитв, еще при его жизни — в IV веке — перевели на греческий язык, и вскоре она вошла в состав богослужений. Сегодня в Русской Церкви она читается в будни на всех службах Великого поста, а заканчивается ее чтение в Великую Среду Страстной недели.
Порядок совершения молитвы Ефрема Сирина такой:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (совершается земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. Эти слова произносятся про себя 12 раз, с поясными поклонами.
Затем вся молитва произносится полностью, с одним земным поклоном в конце.
Это единственная молитва, которая вводится в домашнее правило каждого христианина Великим постом.
В период Великого поста будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. В Восточных Церквах Литургия Преждеосвященных Даров известна с первых веков. Возникновение же этой службы на Западе обычно связывают с именем папы римского Григория Двоеслова, жившего в VI веке, еще до разделения католической и православной церквей, и почитаемому сегодня одинаково и той, и другой. У католиков Литургия Преждеосвященных Даров сегодня совершается лишь раз в году, в Великую Пятницу. У православных — каждую среду и пятницу Великого поста, вплоть до четверга Страстной недели.
Связано это с тем, что полная Литургия — самое торжественное и радостное событие в богослужебном круге, и ее присутствие несколько меняло бы тон великопостных будней. Но чтобы не лишать христиан радости Причастия, была введена Преждеосвященная Литургия, как ее называют в народе, — более сдержанная служба. Главное отличие ее от полной Литургии — в отсутствии самого главного момента: Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Принцип, заложенный здесь, восходит к апостолам, когда освященные Дары после богослужения приносились тем, кто не мог причаститься со всеми. Существовал обычай уносить с собой часть Святых Даров, с тем, чтобы причащаться дома каждый день. Святитель Василий Великий свидетельствует, что так могли поступать не только монахи и отшельники, но и простые христиане Александрии и других египетских городов.
Сегодня Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром и длится несколько дольше обычной Литургии. По красоте и глубине Преждеосвященную Литургию трудно с чем-либо сравнивать. Многие духовники советуют найти время и хотя бы раз за Великий пост причаститься на ней.