Одним из самых любимых праздников у православных христиан считается Крещение Господне, многие верующие хотят иметь в доме крещенскую воду. В Валуйском благочинии 18 и 19 января во всех храмах проходят богослужения, священники освящают воду. Они освящают воду в специально сделанных прорубях. Верующие здесь набирают воду или окунаются.
В отдаленные поселения священники приезжают, чтобы освятить воду для тех жителей, которые не смогли добраться до храма по немощи или из-за отсутствия транспорта. Проводятся молебни по освящению воды.
Настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Александр Бреслав посетил в эти дни социальные учреждения на территории прихода. После освящения реки Уразовки, где также прошло Великое освящение воды для жителей поселка, желающих окунуться в ледяной воде, он и певчие храма побывали в специнтернате, в геронтологическом центре поселка Уразово и навестили лежачих жителей центра - крещенской воды хватило всем.
Отец Александр освящал воду в Доме Культуры села Ураево, колодец в селе Кукуевка, в Доме Культуры села Долгое. Продолжая социальную работу в Валуйской школе-интернате № 1, батюшка окропил по просьбе ребят и преподавателей учебные классы и жилые комнаты в корпусах школы-интерната. В беседе с ребятами и их наставниками батюшка пояснил: исторически сложилось так, что воду освящают два раза: накануне праздника – 18 января – это делают в храме, а в сам праздник – еще и на открытом водоеме. Чин освящения в обоих случаях один и тот же. Брать же воду можно не только в эти два дня, но в течение недели и даже чуть больше.
О целебной силе крещенской воды он рассказал, что освященную воду не стоит воспринимать как некую таблетку или зелье, от одного глотка которого непременно произойдет чудо. Однако если употреблять эту воду с благоговением и искренней молитвой к Богу, то тогда, по воле Божией, возможно получить облегчение недуга или даже полное исцеление. Церковь такие примеры знает.
В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: «… соделай, чтобы она (вода) силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею Рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней… То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру. Только вот автоматизма тут нет.
В Церкви ничего не происходит автоматически. Очищение человека от страстей и грехов – это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство.
Как таковое купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Крещенское купание не является обязательным и уж тем более не очищает от грехов автоматически. Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом.