Если в морозный день во дворах храмов длинные очереди за святой водой все понимают, что пришел праздник - Крещение Господне или Богоявление. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда тридцатилетний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим.
Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божьей.
Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения - одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе.
Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына. Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Особенность праздника составляют два великих водоосвящения, в отличие от малых, которые могут совершаться в любые другие дни. Первое водоосвящение проводится в сочельник, в храме. Второе водосвятие проводится в день праздника под открытым небом. После богослужения в храме совершается крестный ход к ближайшему источнику воды — к реке, озеру, пруду. Во льду источника заранее делается прорубь в виде креста, называется она Иордань (в память о реке Иордань — месте крещения Христа).
Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, это греческое слово переводится как «святыня». И отношение к великой святыне, должно быть особое.
Вкушается она натощак, по ложечке. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить.
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.
Благочинный Валуйского округа протоиерей Михаил Чайка по сложившейся традиции освящал Иордань на реке Валуй. Все собравшиеся на берегу отметили особую атмосферу, сложившуюся в ходе освящения. Мороз был невелик, безветренная погода не торопила. Люди внимали словам священника, прозвучавшим во время Великого освящения воды с особым вниманием. Нельзя утверждать, что каждый понял все услышанное до единого слова, но каждый уносил с собой и святую воду, а еще и слово Божие, которое уловила его душа, которое оказалось важным для нее в данное время.
В микрорайоне Казацкая слобода (на площади Урицкого), на месте, где когда-то стоял храм в честь Великомученицы Параскевы, собираются у креста десятки, а то и сотни горожан, чтобы стать свидетелями Великого освящения воды. В этом году данный обряд совершил клирик Никольского храма иерей Сергий Хемий. Он поздравил всех с праздником Крещения Господня. Домой валуйчане расходились не только со святой водой, но и с легкостью в душе, обретенной во время молитвы.