Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru

Паломническая поездка в Серафимо-Дивеевский монастырь и город Муром
Для прихожан Никольского храма города Валуйки паломническая поездка со своим батюшкой – желанное и радостное событие. В ноябре состоялось давно запланированное паломничество к святыням Владимирской и Нижегородской епархий.

Первая остановка 
 древний Муром. Этому городу значительно больше тысячи лет, и он намного старше Москвы. При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края отчетливо проявляются реальные исторические лица и события, которые прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное  живую Христову веру. На 150-тысячное население в Муроме действуют четыре монастыря (два мужских, два женских), шесть храмов.

Свет православной веры принес в языческий Муром его первый князь 
 Святой Глеб-страстотерпец. Муромскому князю Константину (Ярославу Святославовичу) Бог содействовал крестить дотоле упорствующее в язычестве муромское племя. Мощи Св. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора поныне почивают в Благовещенском монастыре.

Преп. 
Илия Муромский, воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи его почивают в Ближних пещерах Киева. В родном селе прп. Илии Муромца  Карачарове (ныне это окраина Мурома) находится чтимый образ Святого с его мощами.

Свв. блгвв. 
князья Петр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния). Их многоцелебные мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре Мурома и прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители.

Дыхание молитвы объединяет в Муромских храмах седую древность и сегодняшний день. 
Одно из четырех мест на Земле, которые Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство — Дивеево. Паломники из Валуек побывали в Серафимо-Дивеевском монастыре. Предание говорит, что здесь по три часа каждодневно обещалась быть Пресвятая Богородица Сама лично и ни одного из жителей его Она не допустит до погибели.

История монастыря начинается в середине XVI века, более тысячи сестер собралось в нем и состоялось прославление преподобного Серафима в сонме святых. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного 
Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом.
Икона Божией Матери «Умиление», или «Всех Радостей Радость», как называл ее преподобный Серафим, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец помазывал больных, перед этим образом он молился и в молитве перед ним отошел ко Господу. Богоматерь на этой иконе изображена в полу-рост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему».
В монастыре батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.

О значении Святой Канавки Преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Ее следам — это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать Архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся».

В окрестностях монастыря множество святых источников, их целебную силу чувствует каждый, погружаясь в благословенную воду в любое время года.
Следует помнить, что Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своей жизнью как бы очищали для нее место вокруг себя. Не кладут драгоценную вещь в мусор — а в чистое место, и всегда ее оберегают. Так христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни. С такими чувствами и мыслями возвратились из поездки валуйские паломники.
< Назад