Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru

В средней школе №2 с углубленным изучением отдельных предметов города Валуйки состоялся молебен перед началом учебной недели.

Служил молебен епископ Валуйский и Алексеевский Савва в сослужении благочинного Валуйского округа протоиерея Михаила Чайки и клирика Никольского храма Сергия Хемий. Педагогический коллектив поддержал предложение предстоятелей православной Церкви ввести новую традицию в распорядок дня учебного заведения. Педагоги предполагают положительные плоды традиции и для обучающихся, и для учителей школы, но убеждены в необходимости добровольности участия всех в молебне и неукоснительном его проведении.

Сейчас учебный день в российских школах начинается со звонка, то в гимназиях России до 1917 года - с гимна «Боже, царя храни». Уроки в гимназиях начинались в 9 часов утра. Ровно в 9 раздавался звонок, к этому времени все гимназисты были уже в классах. В классы шли учителя с журналами. Все вставали. Перед первым уроком дежурный читал молитву. Молитва читалась внятно и неторопливо.

Закон Божий, преподаваемый священниками, был включен в круг обязательных гимназических дисциплин в России в 1819 году и с тех пор преподавался во всех типах гимназий – казенных, частных и женских – до самой революции 1917 года как предмет, особенно влияющий на воспитание личности человека.

Еще Михаил Ломоносов, на вопрос: «Должно ли образование в гимназии учить или воспитывать?», ответил вполне определенно: в гимназии «молодые люди должны приучаться к правильному образу мышления и добрым нравам. Правила и примеры прилежания, постоянства и честности, в особенности же внушения страха Божия как начала премудрости, столь же необходимы в гимназии, как и ежедневная пища».

В российской педагогической традиции преподавание закона Божия в гимназии, преследовало именно эту цель. Закон Божий стоял в начале учебного плана не просто потому, что православие было вероисповеданием большинства граждан Российской империи. Неправославные воспитанники гимназий не только не принуждались к изучению православного катихизиса, но могли свободно изучать вероучительные основы своего исповедания. Наравне с православным священником в гимназии могли преподавать и католический ксенд, и лютеранский пастор.
< Назад