Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Его именем освещены храмы и соборы во многих христианских странах. Он особо любим православными, и в особенности – русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути – он скорый помощник. Николаевским был монастырь в нашем городе.
Старожилы и современники, все жители Валуек знают, что купола над монастырским лесом – это монастырь. Но не все представляют, что «монастырь», который совсем недавно после реставрации предстал перед нами величественным Собором, имеет свою историю, насчитывающую более 400 лет. И что к монастырским постройкам относится и большая часть зданий бывшей детской трудовой колонии. Всмотримся в историю Валуйского монастыря.
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в разные времена имел следующие названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь.
Название «Успенский» связано с главным храмом монастыря, а «Николаевский» – с известной чудотворной иконой. Название «Пристанский» историки связывают с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань.
В «Описании Воронежской губернии», собранном Болховитиновыми и опубликованном в Воронеже 1800-м году говорится: «… Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Великий Князь Михаил Феодорович в 1613 году, во время выезда своего противу крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода Государева сему монаху от роду было уже более 100 лет. Монастырь сей известен по Украине более иконою Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.
Икона сия отнесена была в градскую церковь, но после опять обрелась на прежнем месте в лугу. Тоже случилось и по втором принесении ее в город. После чего она поставлена была в Валуйском Успенском монастыре с обещанием от граждан, чтобы оную ежегодно с церемониею носить в город Валуйки. С тех пор записаны в монастыре многие чудотворения, происходившие от сей иконы.»
История
В начале XVII века, в смутные времена, крепость Валуйка была разрушена, церковь в крепости осквернена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря разорены полностью. Первым сохранившимся письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале его восстановления, царя Михаила Феодоровича, датированный 1613 годом. Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось мнение об основании монастыря в 1613 году.
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом) на границе с «диким полем». В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.
В 1624 году по царскому указу монастырь получает земли под пашню и другие надобности. Основной же доход монастыря составляли пожертвования паломников, которых привлекала в обитель чудотворная икона Святителя Николая. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти все имущество, становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение ее идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов из других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь опять спасет чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями.
Архиепископ Саратовской епархии Сергий (Спасский)
Православное учение о почитании икон
Исцеление от иконы Святителя Николая в Валуйском монастыре
Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая. Во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна, и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы.
(«Воскресное чтение» 1886 г. №15)
С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма во имя Успения Божией Матери, давшего монастырю одно из его названий. В 1808 году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение – двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.
Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи
Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год, вып. 13)
К 1916 году в монастыре действовали Свято-Николаевский Собор, Успенский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские, паровая мельница, живописная мастерская, свечной завод. Около монастыря разбиты два сада, имеется огороды и своя пасека. Проживало около 100 насельников. Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население из Валуек, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае. В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г.
Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, монастырь взял на обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи имели от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.
После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Валуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передает властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1926 г. по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. В Свято-Николаевском соборе организован литейный цех. Чудотворная икона Святителя Николая считается утерянной, ее местонахождение неизвестно.
Восстановление Собора
4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря. После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из знаковых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья. И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.