Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru

29 августа у Свято-Николаевского собора города Валуйки прошел конкурс-фестиваль народной песни «Ореховый спас».
В Фестивале 2016 года приняли участие народные самодеятельные коллективы и ансамбли из Ровеньского, Валуйского и Волоконовского районов. В рамках фестиваля была организована выставка-продажа сувенирной продукции мастеров декоративно-прикладного творчества, где можно было приобрести понравившиеся изделия; зрители и гости праздника смогли принять участие в народных забавах, посетить литературно-поэтическую площадку и оценить творчество местных художников.

Открыл фестиваль глава администрации муниципального района Алексей Дыбов. Глава района отметил, что на многих территориях Белгородской области проводятся различные фестивали, посвященные православным праздникам, и валуйская земля не стала исключением.

«Три года назад валуйчане приняли решение организовать на своей территории фестиваль «Ореховый спас», и это решение было принято неслучайно – в Валуйском районе осуществляют свою деятельность ряд крестьянско-фермерских хозяйств, занимающихся выращиванием ореха. Так, уже сегодня ими посажено грецкого ореха на площади более 160 гектар и фундука 84 гектара. Поэтому без преувеличения, Валуйский район может претендовать на звание орехового края», - подчеркнул Алексей Иванович.

Слова поздравления в адрес участников фестиваля были сказаны клириком Свято-Николаевского собора иеромонахом Андреем (Суминым).
В народном календаре славян отмечен Ореховый Спас или Хлебный Спас. Славяне отмечали этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный. С праздником Успения Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Главное блюдо праздника - освященный хлеб нового урожая: «Третий Спас хлеба припас». Еще в этот день церкви святили орехи, и с этого дня разрешалось есть орехи нового урожая. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующий год. В этот день пекли пироги из муки нового урожая, и сеяли озимую рожь.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда.

У христиан это праздник Спаса (Спасителя) Нерукотворного. Согласно древнему приданию, властитель города Едессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу своего живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Иисуса, художник пробовал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь умылся и отер лицо полотенцем. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Едессы исцелился от своего недуга и стал проповедником Христианства.

29 августа 944 года Едесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество. В православном календаре это праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа».
< Назад